ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОФОРМЛЕНИЕ ПЛАНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППАХ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ:
ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ № ___
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитатель дошкольного образования _______________
Воспитатель дошкольного образования _______________
ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ включает перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерства образования Республики Беларусь.
СПИСОК ДЕТЕЙ ПО ПОДГРУППАМ (с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников; подгруппы детей могут меняться в течение года). Указывается группа здоровья, дата рождения.
ЦИКЛОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ВОСПИТАННИКАМИ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ (в средних и старших группах обязательно учитываются платные образовательные услуги).
ЗАКАЛИВАНИЕ (с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования). Планируется на холодный период на учебный год.
Планирование на каждый месяц.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Формы работы: индивидуальные (консультации, беседы, разговор по телефону, посещение на дому и т.д.); коллективные (родительские собрания, круглые столы, и т.д.); наглядные (разработка памяток, буклетов, подготовка стенгазет, составление фотоколлажей и др.), информационно-коммуникационные (on-line консультации; общение через skype-связь, по электронной почте, в социальных сетях; составление электронных дисков по различным вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста и др.), приобщение родителей к жизни учреждения образования (субботники, праздники, акции, изготовление мебели, пособий, костюмов и т.д.)
Формы взаимодействия с семьей Содержание Дата проведения Ответственный Отметка о выполнении
Коллективные
Индивидуальные
Наглядно-информационные
Информационно-коммуникационные (сайт, электронная почта и т.д.)
приобщение родителей к жизни учреждения образования
Педагогический работник планирует на месяц разнообразные формы сотрудничества с семьей воспитанников с учетом предстоящих мероприятий группы и общих мероприятий дошкольного учреждения. Ежедневная работа педагога с семьями воспитанников должна быть направлена на обеспечение систематической информированности родителей о пребывании воспитанников в дошкольном учреждении, в целях обеспечения единых подходов в воспитании и развитии ребенка, поддержания постоянного контакта с семьей.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на каждую неделю месяца на основе ежедневных наблюдений педагога и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно-развивающая работа планируется и осуществляется педагогом-психологом, учителем-дефектологом).
Неделя Содержание работы по образовательным областям Фамилия, имя ребенка Учет работы
Первая
Вторая
Третья
Четвертая
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ:
утренняя гимнастика (1,2 недели; 3,4 — с усложнениями и дополнениями), подвижные игры и физические упражнения на 1-й и 2-й прогулках планируются на каждый день (в содержание планирования подвижных игр и физических упражнений вносятся задачи по освоению воспитанниками основных видов движений и развитию у них физических качеств, указывается перечень и интенсивность игр); активный отдых. Физкультурные досуги, праздники, дни здоровья планируются в соответствии с разделом «Двигательная активность» учебной программы дошкольного образования.
Активный отдых:
-физкультурный досуг (1раз в месяц – во второй младшей группе, (2 раза в месяц – в средней и старшей группах) (воспитатель, руководитель физического воспитания разрабатывают план проведения физкультурных досугов);
-физкультурный праздник (2 (4 - в группах от 5-7 лет) раза в год) (программу разрабатывает руководитель физического воспитания, в плане воспитатель обозначает дату проведения мероприятия и принимает активное участие в подготовке и проведении праздника);
-день здоровья (4 раза в год) (составляется общая программа проведения дня здоровья в учреждении дошкольного образования, включаются мероприятия всех дошкольных групп, в плане воспитателем отмечается дата проведения).
• Самостоятельная двигательная деятельность (отводится время: утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке, вечером и в разных видах детской деятельности).
Для самостоятельной двигательной деятельности детей создаются соответствующие условия, обеспечивающие выполнение физических упражнений в разнородной физкультурно-игровой среде в помещении и на воздухе. (Перечень оборудования, место проведения определяется педагогом, время предусмотрено учебной программой дошкольного образования в распорядке дня каждой возрастной группы).
Специально организованная и нерегламентированная деятельность планируется на каждый день недели месяца.
СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (игра, занятие).
Планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия; тема занятия; программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные); источники планирования. При указании программных задач педагогам рекомендуется использовать современные формулировки из учебной программы дошкольного образования. Обязательно в планировании должна прослеживаться интеграция образовательных областей. Цели и задачи должны быть четкими, конкретными, понятными, реальными, измеримыми и достижимыми, соответствующими направлениям и образовательным областям учебной программы дошкольного образования и возрасту детей. Ключевыми словами формулировки целей, образовательных, развивающих и воспитательных задач могут быть: «формировать понятие», «расширить представление», «развивать умение сравнивать», «развивать познавательный интерес», «способствовать развитию», «воспитывать эстетическое восприятие», «воспитывать культуру поведения» и т.д.
НЕРЕГЛАМЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ (ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ):
(виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная—в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).
Общение (разыгрывание коммун. этюдов в парах или с малыми подгруппами;
беседа-разговор; беседа с детьми на общественную, природоведческую тематику; беседы о прочитанных произведениях; беседы на морально-этические темы и т. д). Игры (дидактические игры, пальчиковые, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, словесные, хороводные, подвижные (малой подвижности), компьютерные, интеллектуальные, народные). Познавательная практическая деятельность (в группах раннего возраста — предметная) (наблюдение реальных предметов и объектов, живой и неживой природы, исследование предметов и пространства, моделирование, эксперименты, предметно-орудийная деятельность.) Художественная (театральная: игры-драматизации, спектакли, инсценирование; художественно-речевая деятельность: чтение рассказов, стихов, сказок и др. произведений; прослушивание грамзаписи; фантазирование на тему…; творческое рассказывание; придумывание рассказов, сказок, загадок; викторины; поэтические развлечения и т.д.; музыкальная деятельность: прослушивание муз. произведений, игры на муз. инструментах, развлечения и т.д.; изобразительная деятельность (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн):(рассматривание произведений изобразительного, декоративно–прикладного искусства, изготовление декораций, коллажей, атрибутов, ИЗО деятельность, музыкальная деятельность, театральная деятельность (восприятие литературных произведений, исполнение произведений худ. литературы , инсценировка с помощью игрушек, подготовка спектакля). Элементарная трудовая (поручения, самообслуживание, хоз.-быт. труд, труд в природе, ручной труд (старшая группа) .
При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.
Изменение занятий может заключаться в:
постепенном преподнесении новой информации;
смене дидактического материала;
использовании новых методических приемов и др.
Одним из оптимальных условий реализации учебной программы дошкольного образования является тематический подход к планированию образовательного процесса, в котором предполагается выделение ведущей темы дня, недели. Тематический подход к планированию предусматривает разработку тем: с учетом цикличности года, сезонных изменений и явлений в природе, государственных и народных праздников, познание природного и рукотворного мира, родного края, себя, мира, социума, трудовой деятельности людей и др.
Разработанные педагогом темы на год, в рамках которых решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи и государства, соответствовать целям, задачам и содержанию направлений и образовательных областей учебной программы дошкольного образования, быть познавательными и интересными для воспитанников. Например, тема, соответствующая направлению «Социально-нравственное и личностное развитие», раскрывается через образовательные области «Ребенок и общество», «Ребенок и природа» и интегрируется с образовательной областью «Искусство» (чтением художественной литературы, музыкой, с продуктивной деятельностью детей в художественном творчестве и др.).
Содержание образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» направления «Речевое развитие» может интегрироваться с образовательной областью «Искусство» (художественная литература и др.).
Интеграция содержания образовательной области «Искусство» (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, аппликация, лепка, конструирование) может осуществляться с другими образовательными областями, например, «Ребенок и общество» и др. и отражается в учебном плане группы второго раннего возраста.
Задачи образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» интегрируются со всеми образовательными областями через все виды детской деятельности и решаются в совместной со взрослым и детьми деятельности в условиях специально организованной речевой среды.
Обеспечивается интеграция образовательной области «Физическая культура» с образовательной областью «Ребенок и общество» (например, «Здоровье и личная гигиена», «Безопасность жизнедеятельности» и др.), а также в тесной взаимосвязи с другими образовательными областями и видами детской деятельности (например, интеграция движений и игровой деятельности).
Такой подход к планированию в дошкольном учреждении обеспечит мотивацию, содержательность и продуктивность образовательного процесса.