Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Страничка учителя-дефектолога

Дата: 23 октября 2016 в 18:43, Обновлено 27 марта 2017 в 15:52
Автор: Радюль А. И.

Консультация для педагогов  и родителей

Стертая форма дизартрии

      Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи.

      Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых  наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становиться невнятным.

       У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии (поражением н.с. плода и новорожденного). Наиболее часто дизартрия наблюдается при ДЦП, по данным различных авторов, от 65 до 85 % случаев. Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других нерезко выраженных неблагоприятных воздействий  во время внутриутробного развития или в период родов. В этих случаях легкие (стертые ) формы дизартрии сочетаются с другими признаками ММД.

Патогенез дизартрии

      Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных экзогенных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение ц.н.с. при гемолитической болезни, инфекционные заболевания н.с., ч.м травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития н.с., например, врожденная аплазия ядер  черепно-мозговых нервов , а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Структура дефекта при дизартрии.

  • Нарушения тонуса арт. мускулатуры  по типу спастичности, гипотонии или дистонии;
  • Нарушения подвижности артикуляционных мышц. Степень нарушения подвижности арт. мышц может быть различной – от полной невозможности до незначительного снижения объема и амплитуды арт. движений языка и губ. При этом в первую очередь нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (прежде всего поднимание языка вверх);
  • Специфические нарушения звукопроизношения:
    1. стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления;
    2. специфические трудности автоматизации звуков (процесс автоматизации требует большего количества времени, чем при дислалии). При прерывании логопедических занятий приобретенные речевые умения часто распадаются;
    3. нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (усредненность или редуцированность гласных);
    4. преобладание межзубного и бокового произношения свистящих и шипящих звуков;
    5. оглушение звонких согласных;
    6. смягчение твердых согласных звуков;
    7. нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи.
  • Нарушения речевого дыхания обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и слабый укороченный выдох);
  • Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий) и отклонения тембра голоса (глухой, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, гортанный);
  • Нарушения просодики;
  • Недостаточность кинестетических нарушений в артикуляционном аппарате;
  • Вегетативные расстройства (гиперсаливация);
  • Нарушения акта приема пищи;
  • Наличие синкенезий (непроизвольных сопутствующих движений при выполнении произвольных арт. движений);
  • Повышение рвотного рефлекса;
  • Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в арт. мускулатуре. Гиперкинезы – непроизвольные, неритмичные, насильственные движения мышц языка, лица. Тремор – дрожание кончика языка (наиболее выражен при  целенаправленных движениях).

Степени выраженности дизартрии.

     Условно выделяют 3 степени выраженности  дизартрии: легкую, среднюю и тяжелую.

     Легкая степень выраженности дизартрии характеризуется незначительными нарушениями (речевой и неречевой симптоматикой) в структуре дефекта. Часто её называют «нерезко выраженной» или «стертой» дизартрией, имея в виду негрубые парезы мышц артикуляционного  аппарата, нарушающих процесс произношения.

    При стертой форме дизартрии общая разборчивость речи может быть не нарушена, но звукопроизношение смазанное, нечеткое. Искажения наблюдаются чаще всего при произнесении свистящих, шипящих и/или сонорных звуков. При произнесении гласных самые большие затруднения вызывают  звуки  и  и   у.  Нередко оглушаются звонкие согласные звуки. Иногда изолированно ребенок все звуки может произносить правильно (особенно если с ним занимается логопед), но при увеличении речевой нагрузки отмечается общая смазанность звукопроизношения. 

   В зависимости от сочетания речедвигательного расстройства с нарушениями различных компонентов речевой функциональной системы можно выделить несколько групп детей с дизартрией.

  1. Дети с чисто фонетическими нарушениями.
  2. Дети с ФФН.
  3. Дети с ОНР.

Список использованной литературы:

  1. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998.
  2. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей/ Е.Ф. Архипова.- М.: Астрель, 2008.
  3. Логопедический массаж при дизартрии/ Е.Ф. Архипова.- М.: Астрель, 2009.
  4. Логопедический массаж при при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. – Спб: КАРО, 2008.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.