- Организация предметно-развивающей среды в учреждении дошкольного образования
- Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе учреждения дошкольного образования и семьи
- Организация прогулок со старшими дошкольниками
- Организация режимных моментов
- Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
►утреннюю гимнастику;
►физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
►подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
►активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
►самостоятельную двигательную деятельность;
►закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
комплекс общеразвивающих упражнений;
обыгрывание сюжета;
3—4 подвижные игры;
физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
оздоровительный бег на участке;
элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.
Физкультурные занятия на воздухе направлены на:
повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);
расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:
Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):
профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
развитие координационных способностей;
развитие физических качеств;
совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).
Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).
Игры с элементами спортивного ориентирования.
Комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.
Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.
Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:
включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.
Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
многократное умывание в течение дня;
полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.
Современные формы работы с родителями в учреждении дошкольного образования
-
(консультация для воспитателей)
-
Современные родители достаточно разные: одни читают педагогическую литературу, другие пользуются ею бессистемно, иногда воспитывают детей интуитивно (как воспитали меня). Для воспитания полноценной личности ребёнку необходимы как семья, так и детское сообщество в дошкольном учреждении, где он получает образование, обретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.
-
Прежде чем работать с семьёй, её нужно хорошо узнать, собрать и обработать информацию о каждом воспитаннике и его семье. Только тогда возможны повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного отношения с родителями.
Особенности организации взаимодействия с семьями воспитанников. При организации совместной работы дошкольного учреждения и семьи необходимо соблюдать основные принципы:
-открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок);
-сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
-диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребёнка.
Цель педагогов — профессионально помочь семье в воспитании детей, не подменяя её, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию её воспитательных функций.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
-взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
-повышение общей культуры семьи и содействие психолого-педагогической компетентности родителей;
оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
использование различных форм сотрудничества при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между дошкольным учреждением и семьёй, являются следующие:
-
-изучение семей воспитанников: учёт различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, их личностных особенностей, взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
-открытость детского сада;
-ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей.
Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
Формирование у родителей более полного образа своего ребёнка и правильного его восприятия посредством сообщения им информации, которую невозможно получить в семье и которая может оказаться неожиданной и интересной.
Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребёнка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывают во время посещения семьи не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребёнка.
Совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребёнка.
Все формы работы с родителями подразделяются на:
-коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
-традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всеми или большинством родителей дошкольного учреждения (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей, некоторые из них предполагают участие детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные — играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
Особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Традиционные формы организации общения.
Общее родительское собрание. На нём обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание, требует тщательной предварительной подготовки. Для родителей вновь прибывших детей целесообразно провести экскурсию по детскому саду с пояснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т. д.
Тематические консультации. Организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультаций посвящается трудностям в воспитании детей, которые могут проводиться специалистами. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей, о которых они не желали говорить вслух. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучив литературу, посоветовавшись с коллегами, или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей.
Педагогический консилиум (для семей в СОП). Помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).
В состав консилиума можно включить заведующего, воспитателя, учителя-дефектолога, медсестру, членов родительского комитета.
Групповые собрания родителей — это форма их организованного ознакомления с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
Рекомендуется проводить 3—4 собрания в год продолжительностью 1—1,5 ч. Необходимо формулировать проблемы: «Послушен ли ваш ребёнок?», «Как играть с ребёнком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.
Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. В нём можно поместить небольшие задания для родителей, например: понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.
Круглый стол. В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов с родителями обсуждаются актуальные проблемы воспитания.
Родительский комитет — это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации дошкольного учреждения, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, участия в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, его членами выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в дошкольном учреждении.
Открытые занятия с детьми для родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий. Можно включить элементы беседы с родителями.
Дни открытых дверей дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с воспитанниками, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день мамы, папы и близкие ребёнку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании, имеют возможность свободно посетить учреждение, пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, чем тот занимается, как отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая за деятельностью педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.
-
Презентация учреждения дошкольного образования. Это современная форма рекламы учреждения. В результате родители знакомятся с уставом учреждения, программой развития, коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, дополнительных услугах.
Устный педагогический журнал. Часто родители бывают ограничены во времени, поэтому важно, чтобы достаточно большой объём информации, размещённый в относительно коротком отрезке времени, представлял для них значительный интерес. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагаются для ознакомления литература по проблеме, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы устных журналов: «У порога школы», «Этика семейных отношений».
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины.
Попечительский совет является органом самоуправления, действующим на общественных началах, одна из новых форм работы с родителями.
Дни добрых дел — оказание родителями посильной помощи в ремонте игрушек, мебели, группы, в создании предметно-развивающей среды. Позволяет налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. Подобные формы:Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.).
Индивидуальные формы сотрудничества
К группе познавательных относятся и индивидуальные формывзаимодействия с родителями. Их преимущество состоит в том, что через изучение специфики семьи, бесед с мамами и папами, наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребёнком.
Педагогические беседы с родителями. Одна из наиболее доступных форм установления связи с семьёй. Цель — обмен мнениями по тому или иному вопросу; их особенность — активное участие воспитателя и родителей.
Посещение семьи. Основная цель — познакомиться с воспитанником и его близкими в привычной обстановке. В игре с ребёнком, в разговоре с членами его семьи можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях, интересах и т.д. Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников, чтобы выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости. Организуя домашний визит, необходимо соблюдать следующие условия:
-быть тактичным;
-не начинать разговор о недостатках ребёнка;
-не задавать родителям много вопросов о воспитании детей.
Индивидуальные консультации. По своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа — это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Индивидуальные блокноты, туда воспитатель записывает успехи воспитанников по разным видам деятельности, а родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
Досуговые формы взаимодействия с родителями
Призваны устанавливать неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные - между родителями и детьми. Такие формы сотрудничества могут быть эффективными, если воспитатели уделяют достаточно внимания педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе относится проведение педагогами таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», вечер взаимодействия «Как мы весну встречали» и др. Не обойтись и без физкультурных развлечений «Зарничка», «Семейные Олимпийские игры». Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников образовательного процесса.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности мам, пап и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя. Например, выставки «Во поле берёзка стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисаж «Природа и фантазия».
Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и их делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала ещё интереснее и звучит по-новому в кругу друзей. Это большой труд по воспитанию человеческой души. Например, благодаря акции «Подари книгу другу» может обновиться и пополниться библиотека группы.
К данным формам также можно отнести:
-кружки и секции;
-клубы отцов, бабушек, дедушек;
-клуб выходного дня;
-выпуск стенгазеты;
-домашние гостиные;
-работа театральной труппы «дети — родители»;
-семейные встречи;
веломарафон, посвященный Дню защиты детей (1 июня);
музыкальные и литературные салоны и т.д.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями
Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить работу педагогов, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Эти формы условно разделены на две подгруппы:
Информационно-ознакомительная — знакомит родителей с самим учреждением, особенностями его работы, с педагогами и преодолевает поверхностные мнения о его работе.
Информационно-просветительская — обогащает знания родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д.
К наглядно-информационным формам относятся:
фотографии;
выставки детских работ;
стенды, ширмы, папки-передвижки;
Традиционные информационно-ознакомительные формы:
Уголок для родителей. В нём размещается полезная информация: распорядок дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные пособия для родителей.
Содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к нему. Важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.
Выставки, вернисажи детских работ. Их цель – демонстрация родителям важных разделов прграммы или успехов детей по её освоению (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).
Например: выставка по разделим программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и её воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень-запасиха», «Зима пришла» и т.д.
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
-о дополнительных занятиях с детьми;
-объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
-просьбы о помощи;
-благодарность добровольным помощникам и т.д.
Памятки для родителей — небольшое описание (инструкция) по выполнению каких-либо действий.
Папки-передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Даются во временное пользование родителям. После ознакомления с содержанием с родителями следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например: «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.
Информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями.
Основная задача — сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний и потребностей в психолого-педагогической информации отношении в семье к ребенку, запросах, интересах.
Анкетирование. Один из распространённых методов диагностики, который используется педагогами с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка.
Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать её индивидуальные особенности.
Письменные формы взаимодействия с родителями
Если нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними, вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Злоупотреблять ими не стоит, так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.
Брошюры. Помогают родителям узнать о детском саде, могут описать его концепцию и дать общую информацию.
Бюллетень. Можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки. Сообщают родителям о здоровье, настроении, поведении ребёнка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки. Воспитатели могут давать ребёнку короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребёнка или о только что освоенном навыке, поблагодарить за оказанную помощь (здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребёнка и др.). Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Личные блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьёй, чтобы делиться информацией о происходящем дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Доска объявлений — это настенный экран, который информирует родителей о мероприятиях на день и др.
Ящик для предложений — коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с воспитателями.
Через новые формы взаимодействия с родителями реализуется принцип партнёрства, диалога. А их разнообразие позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей в различныхобразовательных областях.
-