Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультации

Дата: 23 октября 2016 в 13:48, Обновлено 12 октября 2017 в 17:19
Автор: Радюль А. И.

                                                         

  • Организация предметно-развивающей среды в учреждении дошкольного образования
  • Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе учреждения дошкольного образования и семьи
  • Организация прогулок со старшими дошкольниками
  • Организация режимных моментов
  • Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

    Физкультурно-оздоровительная работа включает:

    ►утреннюю гимнастику;

    ►физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);

    ►подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

    ►активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);

    ►самостоятельную двигательную деятельность;

    ►закаливание.

    Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

    комплекс общеразвивающих упражнений;

    обыгрывание сюжета;

    3—4 подвижные игры;

    физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;

    оздоровительный бег на участке;

    элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

    В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

    Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

    повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

    расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

    При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Подбор материала необходимо осуществлять с учетом особенностей двигательного развития детей раннего и дошкольного возраста. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

    Комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):

    профилактика нарушений осанки и плоскостопия;

    развитие координационных способностей;

    развитие физических качеств;

    совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.).

    Элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.).

    Игры с элементами спортивного ориентирования.

    Комплекс подвижных игр (2—3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

    Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

    Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.

    Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Именно в этом виде деятельности ребенок в наибольшей степени может проявить уровень своих двигательных, игровых, коммуникативных умений. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

    включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);

    обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;

    предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;

    индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

    Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

    Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

    ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);

    многократное умывание в течение дня;

    полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;

    дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);

    ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.

    Современные формы работы с родителями в учреждении дошкольного образования

  • (консультация для воспитателей)

    • Современные родители достаточно разные: одни читают педагогическую литературу, другие пользуются ею бессистемно, иногда воспитывают детей интуитивно (как воспитали меня). Для воспитания полноценной личности ребёнку необходимы как семья, так и детское сообщество в дошкольном учреждении, где он получает образование, об­ретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.

    • Прежде чем работать с семьёй, её нужно хорошо узнать, собрать и обработать информацию о каждом воспитаннике и его семье. Только тогда возможны повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного отношения с родителями.

      Особенности организации взаимодействия с семьями воспитанников. При организации совместной работы дошкольного учреждения и семьи необходимо соблюдать основные принципы:

      -открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок);

      -сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

      -диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребёнка.

      Цель педагогов — профессионально помочь семье в воспитании детей, не подменяя её, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию её воспитательных функций.

      Данная цель реализуется через следующие задачи:

      -взаимодействие с родителями для изучения их семейной микро­среды;

      -повышение общей культуры семьи и содействие психолого-педагогической компетентности родителей;

      оказание практической и тео­ретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

      использование различных форм сотрудничества при осу­ществлении индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

      Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между дошкольным учреждением и семьёй, являются следующие:

    • -изучение семей воспитанников: учёт различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, их личностных особенностей, взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;

      -открытость детского сада;

      -ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

      Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

      Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей.

      Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.

      Формирование у родителей более полного образа своего ребёнка и правильного его восприятия посредством сообщения им информации, которую невозможно получить в семье и которая может оказаться неожиданной и интересной.

      Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребёнка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывают во время посещения семьи не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребёнка.

      Совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребёнка.

      Все формы работы с родителями подразделяются на:

      -коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;

      -традиционные и нетрадиционные.

      Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всеми или большинством родителей дошкольного учреждения (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей, некоторые из них предполагают участие детей.

      Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

      Наглядно-информационные — играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

      Особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

      Традиционные формы организации общения.

      Общее родительское собрание. На нём обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание, требует тщательной предварительной подготовки. Для родителей вновь прибывших детей целесообразно провести экскурсию по детскому саду с пояснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т. д.

      Тематические консультации. Организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультаций посвящается трудностям в воспитании детей, которые могут проводиться специалистами. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей, о которых они не желали говорить вслух. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучив литературу, посоветовавшись с коллегами, или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей.

      Педагогический консилиум (для семей в СОП). Помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).

      В состав консилиума можно включить заведующего, воспитателя, учителя-дефектолога, медсестру, членов родительского комитета.

      Групповые собрания родителей — это форма их организованного ознакомления с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

      Рекомендуется проводить 3—4 собрания в год продолжительностью 1—1,5 ч. Необходимо формулировать проблемы: «Послушен ли ваш ребёнок?», «Как играть с ребёнком?», «Нужно ли наказы­вать детей?» и др.

      Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. В нём можно поместить небольшие задания для родителей, например: понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети.

      Круглый стол. В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов с родителями обсуждаются актуальные проблемы воспитания.

      Родительский комитет — это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации дошкольного учреждения, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, участия в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, его членами выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в дошкольном учреждении.

      Открытые занятия с детьми для родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий. Можно включить элементы беседы с родителями.

      Дни открытых дверей дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с воспитанниками, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день мамы, папы и близкие ребёнку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании, имеют возможность свободно посетить учреждение, пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, чем тот занимается, как отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая за деятельностью педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

    • Презентация учреждения дошкольного образования.  Это современная форма рекламы учреждения. В результате родители знакомятся с уставом учреждения, программой развития, коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, дополнительных услугах.

      Устный педагогический журнал. Часто родители бывают ограничены во времени, поэтому важно, чтобы достаточно большой объём информации, размещённый в относительно коротком отрезке времени, представлял для них значительный интерес. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагаются для ознакомления литература по проблеме, практические задания, вопросы для обсуждения. При­мерные темы устных журналов: «У порога школы», «Этика семейных отношений».

      Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелатель­ные конструктивными.  Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребёнком, постигает новые истины.

      Попечительский совет является органом самоуправления, действующим на общественных началах, одна из новых форм работы с родителями.

      Дни добрых дел — оказание родителями посильной помощи в ремонте игрушек, мебели, группы, в создании предметно-развивающей среды. Позволяет налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. Подобные формы:Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.).

      Индивидуальные формы сотрудничества

      К группе познавательных относятся и индивидуальные формывзаимодействия с родителями. Их преимущество состоит в том, что через изучение специфики семьи, бесед с мамами и папами, наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребёнком.

      Педагогические беседы с родителями. Одна из наиболее доступных форм установления связи с семьёй. Цель — обмен мнениями по тому или иному вопросу; их особенность — активное участие воспитателя и родителей.

      Посещение семьи. Основная цель — познакомиться с воспитанником и его близкими в привычной обстановке. В игре с ребёнком, в разговоре с членами его семьи можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях, интересах и т.д. Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников, чтобы выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости. Организуя домашний визит, необходимо соблюдать следующие условия:

      -быть тактичным;

      -не начинать разговор о недостатках ребёнка;

      -не задавать родителям много вопросов о воспитании детей.

      Индивидуальные консультации. По своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа — это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифи­цированный совет.

      Индивидуальные блокноты, туда воспитатель записывает успехи воспитанников по разным видам деятельности, а родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

      Досуговые формы взаимодействия с родителями

      Призваны устанавливать неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные - между родителями и детьми. Такие формы сотрудничества могут быть эффективными, если воспитатели уделяют достаточно внимания педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отно­шений с родителями не является основной целью общения.

      Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе относится проведение педагогами таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», вечер взаимодействия «Как мы весну встречали» и др. Не обойтись и без физкультурных развлечений «Зарничка», «Семейные Олимпийские игры». Такие вечера помогают создать эмоциональ­ный комфорт в группе, сблизить участников образовательного процесса.

      Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности мам, пап и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя. Например, выставки «Во поле берёзка стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисаж «Природа и фантазия».

      Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и их делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала ещё интереснее и звучит по-новому в кругу друзей. Это большой труд по воспитанию человеческой души. Например, благодаря акции «Подари книгу другу» может обновиться и пополниться библиотека группы.

      К данным формам также можно отнести:

      -кружки и секции;

      -клубы отцов, бабушек, деду­шек;

      -клуб выходного дня;

      -выпуск стенгазеты;

      -домашние гостиные;

      -работа театральной труппы «дети — родители»;

      -семейные встречи;

      веломарафон, посвященный Дню защиты детей (1 июня);

      музыкальные и литературные салоны и т.д.

      Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями

      Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить работу педагогов, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Эти формы условно разделены на две подгруппы:

      Информационно-ознакомительная — знакомит родителей с самим учреждением, особенностями его работы, с педагогами и преодолевает поверхностные мнения о его работе.

      Информационно-просветительская — обогащает знания родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д.

      К наглядно-информационным формам относятся:

      фотографии;

      выставки детских работ;

      стенды, ширмы, папки-передвижки;

      Традиционные информационно-ознакомительные формы:

      Уголок для родителей. В нём размещается полезная информация: распорядок дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные пособия для родителей.

      Содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к нему. Важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.

      Выставки, вернисажи детских работ. Их цель – демонстрация родителям важных разделов прграммы или успехов детей по её освоению (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).

      Например: выставка по разделим программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и её воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень-запасиха», «Зима пришла» и т.д.

      Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

      -о дополнительных занятиях с детьми;

      -объявления о собраниях, со­бытиях, экскурсиях;

      -просьбы о помощи;

      -благодарность добровольным помощникам и т.д.

      Памятки для родителей — небольшое описание (инструкция) по выполнению каких-либо действий.

      Папки-передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т.д. Даются во временное пользование родителям. После ознакомления с содержанием с родителями следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

      Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопро­сам. Например: «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

      Информационно-аналитические формы взаимодействия с родителями.

      Основная задача — сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний и потребностей в психолого-педагогической информации отношении в семье к ребенку, запросах, интересах.

      Анкетирование. Один из распространённых методов диагностики, который используется педагогами с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка.

      Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать её индивидуальные особенности.

      Письменные формы взаимодействия с родителями

      Если нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними, вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Злоупотреблять ими не стоит, так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации ра­боты с родителями в рамках всего детского сада.

      Брошюры. Помогают родителям узнать о детском саде, могут описать его концепцию и дать общую информацию.

      Бюллетень. Можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

      Еженедельные записки. Сообщают родителям о здоровье, настроении, поведении ребёнка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

      Неформальные записки. Воспитатели могут давать ребёнку короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребёнка или о толь­ко что освоенном навыке, побла­годарить за оказанную помощь (здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребёнка и др.). Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

      Личные блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьёй, чтобы делиться информацией о происходящем дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

      Доска объявлений — это настенный экран, который информирует родителей о мероприятиях на день и др.

      Ящик для предложений — коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с воспитателями.

      Через новые формы взаимодействия с родителями реализуется принцип партнёрства, диалога. А их разнообразие позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей в различныхобразовательных областях.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.