Дети учатся у жизни!
Если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ.
Если ребенок растет во вражде, он учится АГРЕССИВНОСТИ.
Если ребенка постоянно высмеивают, он становится ЗАМКНУТЫМ.
Если ребенок растет в упреках, он учится ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.
Если ребенок растет в терпимости, он учится ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ.
Если ребенка подбадривают, он учится ВЕРИТЬ В СЕБЯ.
Если ребенка хвалят, он учится БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ.
Если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ.
Если ребенок растет в безопасности, он учится ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ.
Если ребенка поддерживают, он учится ЦЕНИТЬ СЕБЯ.
Если ребенок живет в миролюбии и понимании, он учится НАХОДИТЬ ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ!
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ.
Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.
Например, утром, встретив ребят, можно проговорить:
Пришли дети в детский сад,
Здесь игрушки ждут ребят,
Ждет здесь Ксюшу верблюжонок,
Сашу ждет большой слоненок,
Даша с мишкою играет,
Тема Даше помогает,
Нянчит Милечка мартышку,
А Кирюша смотрит в книжку.
Детям весело в саду!
С ними я сюда приду.
Мы должны приучать детей к труду. Утром, ухаживая за рыбками в аквариуме, можно сказать:
У меня в аквариуме золотая рыбка,
Я смотрю на рыбку, говорю с улыбкой:
«Может ты волшебная, может не простая,
Раз зовут тебя все люди рыбка золотая?»
Хвостиком колышет, смотрит не мигая,
Ничего не отвечает рыбка золотая.
Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами:
Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли -
Бело-набело отмыли.
Или:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Или:
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:
1. Идет коза рогатая за малыми ребятами.
Кто кашу не ест, кто молоко не пьет -
Забодает, забодает, забодает.
2. Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,
Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне... Вот и кончился обед.
3. Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам!
Чтобы силы были, супчик мы сварили.
Мой хороший аппетит в животе один сидит.
Ножками топочет - он обедать хочет!
Вот несет мне ложечка супчик из горошка
И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.
Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт».
В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток:
1. Ветер дует нам в лицо - закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише - деревцо все выше, выше.
2. Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел - ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
3. Сел на ветку снегирек. Брызнул дождик - он промок,
Ветерок, подуй слегка, обсуши нам снегирька.
4. Хомка, хомка, хомячок - полосатенький бочок,
Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять - Хомка хочет сильным стать.
5. То прогнет, то выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз - пушистый кот.
Чешет он себя за ушком. Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке: когти, шерсть и аппетит.
И многое другое.
В игре Речевые игры также активно применяются:
1. По шоссе бегут машины, в темноте шуршат их шины.
Огоньки и там и тут, в дальний путь они зовут.
2. Завернем Аленку в теплую пеленку,
Колыбельную споем,
Чай на кухню пить пойдем.
Пусть приснятся нашей птичке
Желтогрудые синички,
С красным брюшком снегирек
И братишка Игорек.
3. Стул. Без молотка и без гвоздей
Стул смастерим мы для гостей.
4. Дом. Мы построим новый дом!
Дружно в доме заживем .
В нашем домике - окошко.
Загляни туда, Антошка!
5. Маленькие гномики ловко строят домики.
Чтоб гостей им пригласить, надо столик смастерить.
Чтоб гостей им посадить, надо стульчик смастерить.
Важно разнообразить прогулку.
1. Стучат колеса: тук-тук-тук,
И под веселый этот стук
Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог.
2. Расцвели в саду цветы небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветочки, пять волшебных лепесточков.
3. На ладонь посадим птичку, кормим милую синичку.
Птичка зернышки клюет, деткам песенку поет :
«Тень-тень потетень, я летала целый день».
Ждут синичку пять птенцов - голосистых молодцов.
Детки в гнездышке сидят и, конечно, есть хотят.
4. Поскорей, поскорей прилетай к нам воробей!
Тебе на дорожке мы насыплем крошки.
Прыг-прыг-прыг, чири-чирик.
Воробей наш не велик.
Прыгает, летает, устали не знает.
5. Дети сели на качели, и качели вверх взлетели.
Опустились плавно вниз. Ну-ка с нами прокатись!
6. Если в знойный летний день даже двигаться нам лень -
Мы возьмем красивый веер, и подует легкий ветер...
7. Дождик-дождик, не дожди!
Не дожди, ты подожди!
Выйди, выйди, солнышко -
Золотое донышко!
8. Снег лежит на улице, вышли мы во двор.
«Давай лепить Снегурочку?! - предложил Егор.
Приделаем Снегурочке мы длинную косичку,
А из тонких веточек - пушистые реснички.
Кругленькие пуговки шубку украшают,
А вот щечки бледные - солнышка не знают.
Говорит вдруг Даша: «Чтоб Снегурка наша
Порумяней стала, свеколку из погреба бабушка достала.
Ведь чудеса бывают всегда на Новый год,
А вдруг наша Снегурочка возьмет да оживет?».
9. Наконец сегодня солнце заглянуло к нам в оконце,
Вместо злых метелей, стуж, на дороге много луж.
Очень нежно греет солнышко, зачирикали воробушки,
И ворона им в ответ громко каркнула «Привет!»
Ходят люди, улыбаются, ты пришла, весна-красавица!
10. Мы - веселые ребята, любим мы играть.
Как приятно и полезно мячик покатать!
Покидать его руками. Попинать его ногами,
Постучать об стенку, подкинуть коленкой.
Ах, какой хороший мяч! За спиной его не прячь!
Во время укладывания на сон:
1. Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули. Моих деток не буди!
2. Спать пора. Уснул Бычок - лег в коробку на бочок.
Сонный Мишка лег в кровать. Только Слон не хочет спать.
Головой кивает Слон - он Слонихе шлет поклон.
3. Баю-баюшки-баю, не ложися на краю
Придет серенький Волчок и укусит за бочок.
4. Ай, люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать, стали детки засыпать.
И, наконец, каждому ребенку поднимем настроение, если разбудить словами:
Светит полная луна - за волной бежит волна,
Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море...
Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум...
Но так долго вредно спать - нам давно пора вставать.
Использование моделей при обучении дошкольников рассказыванию.
(Рекомендации для воспитателей)
Важнейшей задачей развития речи является развитие связной речи. Все задачи развития речи дошкольников (обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи) находят завершающее выражение в развитии связной речи. Связной считается такая речь, которая организована по законам логики грамматики, представляет единое целое, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и может разделяться на части, связанные между собой. Именно, последовательность и членимость как основные признаки связной речи можно обозначить с помощью моделей и активизировать в процессе формирования навыков связной речи детей. Одним из видов связной речи является рассказывание. Использование моделирования при бучении детей рассказыванию поможет развить у дошкольников способность строить любое высказывание, представляя его как единое целое во взаимосвязи структурных элементов. Связность текста характеризуется логикой изложения, особой организацией языковых средств, коммуникативной направленностью, композиционной структурой. Понимание структурных частей текста зависит от смысловых и грамматических связей предложений. Синтаксический анализ текста включает в себя осознание связей между предложениями, средств выражения этих связей.
Составление рассказов дошкольниками формируется на основе углубленных знаний об окружающей жизни. В процессе ознакомления дошкольников с природой можно использовать следующие виды рассказывания:
-рассказывание по картине.
Примерный план-схема по составлению рассказов по картине о порах года (Например, И. Левитан «Золотая осень», К. Юон «Зимнее солнце», И.Остроухов «Золотая осень» и т.д.) может быть следующей:
1 признак: какая пора года изображена на картине?
2 признак: что ты видишь на картине?
3 признак: какие краски использовал художник?
4 признак: назови близкие предметы на картине (далекие), (крупные, мелкие, большие, маленькие и т.д.)
5 признак: нравится ли тебе эта картина? Почему?
-рассказывание о предметах и явлениях природы из личного опыта по заданной теме с использованием метода наглядного моделирования: «Животные вокруг нас», «От чего зависит здоровье человека?», «Как размножаются растения?», «Рост и развитие человека» и т.д.
-пересказ литературных произведений о природе. Пересказ произведений о природе с использованием метода наглядного моделирования позволяет уточнить и расширить имеющиеся представления о природе, составить свой текст, логично и последовательно. С помощью моделирования в старшей группе можно пересказывать следующие произведения художественной литературы: Д.Мамин-Сибиряк «Сказочка про козявочку»,В.Бианки «Хвосты», В.Бианки «Чей нос лучше?»,В.Бианки «Синичкин календарь», Э.Шим «Слепой дождик», А.Пушкин «Зимнее утро» и др.
В средней группе: Л.Толстой «Пришла весна», Н.Некрасов «Перед дождем», А.Фет «Голубенький, чистый» и др.
По выполняемой функции тексты разделяют на три типа: описание, повествование, рассуждение. Структурная организация каждого типа текста обусловлена наличием определенной схемы построения (замысел, разработка темы, концовка). В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания. Для этого целесообразно использовать схемы-модели, которые выступают в качестве модели структуры любого текста.
Процесс построения рассказа имеет несколько этапов. Подготовительный этап – это формулировка плана или содержательного замысла, т.е. дошкольник должен четко себе представлять, о чем он будет рассказывать. Если ребенку необходимо пересказать литературный текст, то он имеет дело с готовым содержанием. В своем высказывании он использует те слова и выражения , которые есть в тексте или выбрать свои , но так, чтобы это не противоречило смыслу произведения. Использование моделей в данном случае оживляет эмоциональное восприятие текста литературного произведения и дает возможность сосредоточиться на форме выразительности изложения, что усиливает внимание к форме и выразительности у слушающих детей.
При составлении самостоятельного текста дошкольникам необходимо придумать содержание и найти соответствующую форму именно для этого содержания. Однако содержательность, последовательность изложения, объем высказывания и правильность грамматического оформления текста в данной ситуации значительно снижается. Использование метода наглядного моделирования, направленное на усиление логики высказывания, осознанности содержательного замысла в целом и отдельных его деталей помогает ребенку построить рассказ логически последовательным, содержательным, грамматически правильным, т.е. использование моделирования повышает качество детских рассказов и помогает построить логически композиционный текст, заполнить недостающие синтаксические конструкции. Использование моделей способствует развитию обобщающей и аналитической деятельности при обучении составлению рассказов. При этом, воспитатель ставит задачи, направленные на освоение дошкольниками наглядного метода моделирования на различных этапах обучения рассказыванию:
1.Познакомить детей с предметно-схематическими моделями, развивать умение пользоваться ими при составлении рассказов.
2.Познакомить детей с цветовыми моделями, научить соотносить цветовую модель с предметами.
3.Развивать умение пересказывать художественные произведения о природе, используя предметно-схематические модели.
4.Развивать воображение детей, представляя себе предметы и явления окружающей природы по их предметно-схематическому изображени.
«Как выявить речевые несовершенства у детей дошкольного возраста»
Уважаемые родители! Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок: Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту —учителю-дефектологу. Средний возраст Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия. Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак: * критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется; * обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у врача- ортодонта. * посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов; * через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов; * в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей. Старший возраст
т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп». □ Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи. □ Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду. Желаем Вам удачи! Обучаем детей связной речи.Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Нам очень важно научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы. Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. Мы обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь. Мы упражняем его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений: Учим детей четко, правильно называть предметы, предметные картинки "что это?", при правильном ответе ребенок забирает картинку себе. "Объяснялки" - объясни, что это такое? (Водопад - вода падает с горы). "Скажи наоборот" (вверху - внизу, мягкий - твердый). "Подберем красивые слова о нашей кошечке: какая она?" (пушистая, веселая, быстрая, умная) "Что летает, ползает, идет, едет?" Обращаем внимание на разнообразие слов, подбираем синонимы: бежать - мчаться, пахучая - ароматная. Игра - соревнование: "Кто больше запомнит и придумает родственных слов?" (хлеб - хлебушек - хлебный - хлебопек). "Кто где живет?", "Чьи детки?" "Узнай предмет по описанию" (рыжая, быстрая, маленькая, ловкая). "Назови 4-5 картинок на определенную тему" (мебель, посуда). Обязательно надо упражнять детей в словоизменении и словообразовании: как называется суп из фасоли? (фасолевый). "Чья голова, чей хвост?" (коровья, коровий). Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение. В лексических играх мы учим детей классифицировать предметы, выделять существенные признаки (цвет, форму, величину, качество), группировать предметы по материалу и назначению, учим устанавливать простые связи, сравнивать предметы, явления природы, действия. В словесных играх ребенок учится быть внимательным, активным, развивает любознательность, слуховое внимание, сообразительность. Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи. Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы дети хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи. Мы учим детей отвечать на наши вопросы полными предложениями с 3-х - 4-х лет. "Скажи правильно", "Повтори за мной" (Автобус едет по дороге). "Какое слово убежало?" (Алеша ел...). "Закончи мое предложение" (Сейчас мы с тобой пойдем ...) "Исправь Незнайку" (Машина едет по реке). "Из чего сделаны предметы?" (расскажи о деревянных). "Почемучка" (Почему нужно чистить зубы каждый день? Почему самосвал назвали самосвалом? потому что сам сваливает грузы). Игра "Один - много" (дерево - деревья; стол - столы). Дошкольники должны отвечать на разные вопросы: куда? зачем? когда? с кем? какой? почему? и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: "Спроси меня" (про погоду, спроси меня про папу) Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за). Дети любят играть в игру "Где спрятался предмет?". Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы. Надо научить пользоваться простыми и распространенными предложениями. Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов. Ребенку предлагаются полезные и интересные виды работ: "Сравним два предмета", чем похожи, чем отличаются? (огурец - помидор; самолет - ласточка). "Давай опишем игрушку, предмет" (Какая машина? Из каких частей она состоит?). "Что ты увидел за три секунды?", ребенок должен запомнить и рассказать об увиденном. Разложи сюжетные картинки по порядку, придумай рассказ. Убери лишнюю картинку, назови рассказ. Составление рассказа по сюжетной картине, или серии картин по данному плану. Придумывание рассказа по схеме. "Смешинки" (придумаем смешное предложение или рассказ о звездочке, о листочке). Взрослый начинает рассказ, а ребенок заканчивает. Игра "Исправь меня", взрослый неправильно рассказывает, ребенок исправляет. Взрослый и ребенок составляют диалоги на определенную тему. Придумывание совместных рассказов на фантазийные темы ("Если бы ты был цветком, самолетом?", "Что было бы, если бы все время шел дождь?"). Придумывание своей сказки на заданную тему, или свободную по желанию ребенка. Полезны игры, развивающие описательную речь: "Что может рассказать о себе малина, книга, автобус" (я - малина вкусная ягода, я расту на кустах, я сочная, сладкая, из меня делают сок и варят варенье). "Угадай-ка" узнай предмет по описанию. "Небылицы". "Мое любимое животное". "Наши хорошие и плохие дела". "Как передвигаются животные?". При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками. Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо включать материалы на этические темы с оценкой событий, поведения детей. Необходимо наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем мире. Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий |